Александр Довженко — свидетель безрадостного столетия

Украинского режиссера Александра Довженко, рожденного в Чернигове, советская власть не расстреляла и не отправила в лагеря. С ним поступили хуже, его “посадили в клетку”, творчески “кастрировали”, лишив возможности жить и работать там, где он хотел и так, как он хотел, пишет "chernigiv-trend.in.ua".

“Баловень” судьбы

Читая биографию мастера, несложно заметить, что все свои лучшие работы он снял в Украине, до его “побега” в Москву в 1934 г. А опасаться Довженко было чего. В Гражданскую войну Александр Петрович воевал “не на той стороне”. И мало того что служил в петлюровской армии, так еще и состоял в том самом “черном” курене гайдамаков, штурмовавшем большевистский “Арсенал”  и среди следов от пуль на стенах завода, возможно, есть и метки от выстрелов Довженко. В 1919 г. его чудом не расстреляли чекисты как врага рабоче-крестьянского правительства, потом он по “недоразумению” вступил в партию, затем якобы потерял партбилет и остался беспартийным на всю жизнь. В общем, в СССР убивали и за меньшее, примеров тому достаточно. 

Впрочем, при ближайшем рассмотрении, никакого чуда в его спасении нет.Система в принципе не давала сбоев и сгинул бы Довженко в застенках НКВД навсегда, если б не понадобился Сталину. Вождь “всех народов” хотел, чтобы гениальный режиссер снял  картину про украинского “Чапаева”. Так и появился на свет фильм “Щорс” соавтором которого справедливо называют Сталина, настолько много он сделал для этой  картины, вышедшей в 1939 г. 

А затем, для Довженко наступил период преподавания во ВГИКе, фактически означавший запрет снимать игровое кино.  Единственный художественный фильм, который режиссер снял за это время — порезанный цензурой до неузнаваемости “Мичурин” (1948 г.)

Кинокритики говорят, что если б Довженко позволили снять картины по его сценариям “Украина в огне” и “Зачарованная Десна” в мире стало б на два киношедевра больше, но, увы. Политбюро и товарищ Сталин были против, а Довженко писал сценарии в стол. И только после смерти мастера, его вторая жена Юлия Солнцева добилась права на экранизацию этих произведений. Так, в 1958 г. появился фильм “Поэма о море”, в 1960 г. — “Повесть пламенных лет” и в 1965 г. — “Зачарованная Десна”.

фото

Смерть принесла ему свободу

Последние годы своей жизни режиссер буквально рвался уехать в Украину, хотел, чтоб ему дали возможность там умереть, но даже на разрешения он не получил. Довженко умер в несчастьях и, по сути, в нищете. 

И после его смерти можно было наблюдать удивительный контраст — за границей и даже в Москве о художнике вспоминали больше, чем на его родине. Мировая пресса писала о Довженко статьи с иллюстрациями из его фильмов, Париж, Лондон, Нью-Йорк устроили показы его лучших картин, книги по истории кино посвятили гениальному режиссеру отдельные разделы. В 1958 г. в Брюсселе авторитетное жюри деятелей мирового кинематографа включило Довженко в список лучших художников за всю историю кино.

Свободный мир обозначил место Довженко в современном кинематографе  не просто как гения, а как первооткрывателя, представителя новой эры в искусстве. И это стало свидетельством того, что расстрелянное в 30-е “украинское возрождение” не сгинуло бесследно, а сумело прорвать “железный занавес” и получило заслуженное признание в мире.

Comments